Развитие детей и речь
                                                                                                           Забота о развитии речи.
                                                                                                           Памятка для родителей.

            Все чаше в последнее время родители сталкиваются с проблемами в речи ребенка. Или он поздно начинает говорить, или не выговаривает некоторые буквы, или не понимает обращенную к нему речь
          Тысячелетиями речь была  таким же естественным окружением человека, как и воздух, которым он дышал. Дети осваивали речь сами по себе, и это казалось природным даром. Почему это  теперь не так? Существует несколько причин. Рассмотрим некоторые из них.
          Молчаливое состояние семьи в повседневной жизни и перед экраном телевизора имеет драматические последствия для овладения речью маленьким ребёнком. Сегодня нужно исходить из того, что в среднем каждый третий или четвёртый ребёнок дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением, независимо от уровня образования или от принадлежности к определённым социальным слоям. Дети академиков точно также поражены этим недугом, как и дети родителей других специальностей.
          У родителей сегодня меньше времени для своих детей. В среднем у матери остаётся около 12 минут в день, чтобы действительно поговорить со своим ребенком. Социальные факторы, такие как безработица, растущее давление конкуренции, рационализм в отношениях между людьми,  болезненные переломы в системе социального обеспечения – всё это делает человека более холодным, лишает его мужества и дара речи.
        Развитию речи ребёнка наносит ущерб не только молчаливое просиживание перед экраном телевизора. Сами передачи для детей часто очень далеки от реальности, а мелькание смонтированных фрагментов видеоряда, часто не даёт возможности ребёнку уследить за действием. Передачи стереотипны, не побуждают собственную фантазию и его творческие способности. Послушайте речь ребенка, когда он играет с ровесниками: она скудна, ограничена восклицаниями, имитацией шума, предложения фрагментарны и лишены связи. Речь сопровождается подёргивающимися механическими движениями.
       Просмотр телепередач отвлекает детей от спонтанных творческих игр, а это грубо мешает их развитию. Ведь таким образом тормозится их инициатива и активность, такие необходимые для развития органов чувств, тонкой и грубой моторики. Отсутствие в окружении  ребёнка смены разнообразных впечатлений может помешать развитию его головного мозга, погубить творческие способности, фантазию и интеллект.
        По результатам многолетней педагогической практики установлено, что нынешние дети из- за недостатка первоначального опыта всё больше испытывают затруднения в развитии органов чувств, таких как тепла, равновесия, обоняния, осязания и движения.
        Большой вред был нанесён научным взглядом, что телевизионные передачи – идеальное средство обучения для маленьких детей, и кроме него ничто не сможет лучше стимулировать развитие их речи.
        В 1990 году некоторые учёные провели ужасный эксперимент с мышлением, желая детей в возрасте до одного года обучить речи исключительно при помощи электронных средств информации. Эксперимент стал ужасной действительностью. Он показал, что речь,  воспроизводимая технической акустической системой, не имеет такого воздействия на ребёнка, как речь взрослого человека при непосредственном общении с ним. Искусственная речь отбрасывает ребёнка в его развитии.
          Для информации абсолютно никакого значения не имеет, какой способ будет выбран – письма, знаков, образов, жестов. Но для ребёнка, которому предстоит освоиться с миром речи, ни в коей мере не безразлична среда. Ведь благодаря обращённому к нему слову он может стать человеком в истинном смысле слова. Здесь подразумевается не передача информации, а совсем иная деятельность, имеющая гораздо большее значение.                 
            Почему говорить может только человек? Давайте посмотрим на развитие ребенка
      Наблюдая за грудным ребенком, мы видим, как он постепенно овладевает своей телесностью. Он учится поднимать голову, выпрямляться, сидеть , стоять и ходить. Движения становятся более целенаправленными, более произвольными. И в это же время он все больше и больше овладевает способностью воспринимать и понимать обращенную к нему речь. Как это ему удается. Благодаря  силе подражания. Ребенок несет в себе задатки  многих языков, и в произносимых при гулении слогах гораздо больше гласных и согласных, чем мы обычно используем.
            Откуда они приходят и где локализуются?. Это важно знать . Оказывается, что наши конечности, особенно пальцы на руках и ногах, подобны «антеннам», принимающим из далей мира сущность того. что  суть гласные и согласные. Через конечности мы связаны с творческой силой Мирового Слова (праязык), ( В начале было Слово ).
       В формировании речи ребенка участвуют далее грудная клетка ( дыхание) , гортань и голова. Сначала развивается «слышимая речь» посредством чувств слуха, слова и мысли. Ребенок начинает понимать обращенную к нему речь потому, что его гортань начинает вибрировать вследствие того, что вибрирует гортань говорящего ( А где гортань у телевизора  ).Сказанное слово преобразуется в слышимое слово также благодаря вибрации всей черепной коробки. Процесс слушания является не единым, а четверичным процессом, и в нем участвуют различные органы :
шумы - мы слышим внешним ухом и кожей;
просто звуки ( журчание ручья,вой ветра, стук дерева о дерево, звон колокола ) мы слышим средним ухом и жидкостью, наполняющей внутреннее ухо;
живые ( наша речь, лай собаки, мяуканье кошки, рев медведя ) звуки, музыкальные  тоны  мы слышим воздухом, проходящим из гортани через слуховую трубку к среднему уху .
        Затем в области гортани формируется центр говорящего человека и сформированное слово принимает в себя речевой аппарат: подъязычная кость, нижняя и верхняя челюсть, язык, небо, зубы, губы, щеки.
          Итак, мы видим, прежде, чем маленькому ребёнку удастся сформулировать одно единственное предложение, ему необходимо научиться владеть в совершенстве более ста мышцами, участвующими в процессе речи и координировать их. Этот процесс чрезвычайно сложен. Со степенью её сложности несравнимо никакое другое движение, которое обычно усваивает человек.
       Между движением и речью существуют очень тонкие взаимосвязи. Как в процессе жизни, так и в речи человек осваивает пять упражнений : бег, прыжки, борьба, метание диска и метание копья. «Воздушный человек» в нас сначала «стоит» на «земной поверхности» диафрагмы, затем начинает по ней «бег», потом совершает «прыжок» через барьер гортани (возникает тон ) и голосовые связки . В «борьбе» с инструментами речи подготавливается нечто, что в виде «диска» звука формируется в слово, и в «метании копья» –  в виде слова – покидает пространство рта.
       Но это лишь часть той борьбы, которая длится годами и при помощи которой ребёнок одерживает победу над своим телом. С первого дня жизни он с невероятной энергией тренирует различные двигательные функции тела и их совместную игру, начиная с функции глаз, рук и заканчивая выпрямлением, стоянием, ходьбой, тонкой моторикой рук  и пальцев. Этот «человек движения» трудится над мышечной системой всего тела и из его деятельности как зрелый плод возникает артикуляция звуков и речи.
      На любой стадии этого сложнейшего процесса возможны различные нарушения. Логопеды же, как правило, имеют дело лишь с речевым аппаратом. А всякая терапия речи, то есть всякое воздействие на произносимую речь, должно осуществляться на базе гимнастики. Кому-то показаны упражнения в ходьбе и беге, в прыжках, а кому-то и в борьбе. Если в речи преобладают «бесформенные» слова или ребенок боится произнести слово – показаны упражнения в метании.
      Очень тонкие взаимосвязи имеются между  верхней челюстью, небом, обонянием и «слышимой» речью, с одной стороны, а с другой -  между нижней челюстью, языком, вкусом и  «произносимой» речью. Таким образом, к детям с нарушениями в понимании речи надо применяться упражнения с запахами, а к детям с нарушениями речевой моторики – вкусовые упражнения
( горечи, солености, кислости, сладости, терпкости).    
       Пример: если ребенок не выговаривает «Р» по причине , что он не может его нормально слышать, то надо проделать обонятельные упражнения, а если по причине нарушений речевой моторики, то тогда может помочь полоскание горла сладкой водой.
       Но если ребенок не может говорить по причине неспособности понять слышимое или произносимое слово, то это сфера деятельности лечебной эвритмии   
      Конечно, конкретные рекомендации можно получить после консультации.
      Но, понимая процесс формирования речи, мы можем по-иному относиться нему, вносить в нашу повседневную жизнь элементы, способствующие правильному развитию ребенка. Еще несколько важных дополнений:
         =  мы окажем помощь ребенку, если в период его обучения речи, будем внутренне абсолютно правдивы. От этого зависит правильное превращение в организме кислорода в углекислый газ;
        =  мы должны разговаривать с ребенком обычным, а не детским языком. Имитируя несовершенную речь ребенка, мы наносим ущерб его органам пищеварения. Многие проявляющиеся впоследствии болезни органов пищеварения обусловлены тем. что ребенок неправильно учился говорить

      Во всех случаях, каких – либо затруднений или нарушений в развитии ребенка с хорошим эффектом проводится телесная терапия, лечение гомеопатическими средствами, занятия по развитию речи в нашем центре.





                                                                                           Музыкальность речи – жизненный элемент ребёнка.

    

   Речь жива общностью. Как только один заговорит, а другой прислушается – оба погружаются в сферу движения и струящихся форм. Общая сфера охватывает всё что в речи можно назвать музыкальным: мелодию предложения и ударения, оттенок звучания и интонации, ритмическую структуру, высоту звука, оттенки голоса, речь громкую и тихую, быструю и медленную. Все эти элементы речи оказывают на ребёнка гораздо большее влияние, чем содержание сказанного.
   Дети чувствуют себя в своей стихии везде, где в единый поток сливаются пение и игра, речь и движение. Они хотят услышать свои песни и стихи не один раз, а повторять их снова и снова. Ведь для них важна не понятийная информация, которую достаточно было сообщить один раз, а действующая в потоке времени сила музыки и слов. В созвучии с тем, какие формы и образования она создаёт, дети строят свой организм. Чтобы питать тело, мы периодически должны есть и пить. Точно также благодаря ритмическому повторению живёт «речевой организм» ребёнка. Дети даже сами придумывают множество звуковых композиций, в которых живёт лишь музыкальность речи, радость ритма и ничего больше.         Например:                                                           «Эннэ дэннэ дуббэ дэннэ
                                                                              Дуббэ дэннэ даллиа
                                                                              Эббэ бэббэ бэмбио
                                                                              Био био буфф!»
Эта считалочка не обременена понятийной информацией. Её волшебное звучание, приятный и равномерный ритм каждого слова завораживает ребёнка и погружает в мечтательное состояние. И в конце внезапно пробуждает: тебя отыскали, теперь ты отыщи и поймай.
   Кто хочет детям сделать добро, должен сознательно привлекать их к таким речевым и подвижным играм, которые у них раньше получались сами по себе. При выборе детской литературы не стоит так сильно обращать внимание на смысловое качество текста, а лучше на музыкальную ритмичность языка, на образность слова, на художественную композицию предложений. Это и есть та настоящая пища, которую дети вкушают с удовольствием. Может быть, надо самому стать немножко ребёнком, чтобы прийти в восторг от музыкальности поэтической речи и ощутить её целительную, восстанавливающую силу. Тогда можно почувствовать, что означает пребывать в сфере созидающих, творческих жизненных сил, где ребёнок всем своим существом чувствует себя как дома.

^ Наверх